Главная > Just life > Неудачная доработка USB-паяльника

Неудачная доработка USB-паяльника

Недавно я купил себе USB-паяльник ZD-20U. Посмотреть его подробный обзор со срисовыванием схемы можно на канале жителя острова Мэн, зовущегося Большой Клайв; почитать — на MySKU. Я же хочу рассказать о переделке оного паяльника, точнее о том, почему она не удалась.

Надо сказать, что паяльник этот и правда очень приличен с виду (если не обращать особого внимания на использование аудиоразъема при токе в ~1.5 А) и вроде бы даже паяет. Конечно, в USB-порт компьютера я бы его не втыкал (поскольку он при своих восьми ваттах мощности очевидным образом не поддерживает USB Power Delivery), но вот с адаптером или powerbank’ом он работает отлично. Единственный минус, который я и собирался поправить, — сенсорная кнопка. Дело в том, что реализована она не по-человечески, с применением метода измерения емкости, например, а так, как любили делать сенсорные выключатели в совсем древние годы — на принципе приема помех. То есть предполагается, что на любом проводящем объекте (в том числе человеке) присутствует наведенное напряжение помех, которое и используется для определения факта прикосновения; в данном случае — для перезапуска управляющего питанием нагревателя одновибратора, собранного на таймере 555.

Тут есть несколько минусов. Во-первых, я не сторонник того, чтобы полагаться на факторы, не обладающие стабильной воспроизводимостью. Что если я, например, уеду с этим паяльником куда-нибудь за город, где нет даже электропроводки, в эфире относительная тишина и наводимые помехи будут куда меньше, — паяльник не включится в тот момент, когда будет более всего нужен?

Далее, выключение питания по таймауту — это, конечно, хорошо. Единственно только, после этого самого выключения надо ждать, пока паяльник нагреется, и, кроме того, многие powerbank’и имеют свойство выключаться в отсутствие нагрузки.

Ко всему прочему я не сторонник использования сенсорных кнопок в подобных случаях, поскольку их слишком легко задеть случайно. Слава Богу, никто пока не догадался ставить сенсорные клавиши на промышленные перфораторы, например.

В общем, вектор доработки был ясен — заменить сенсор на кнопку, впаять ATtiny13 (что было под рукой из подходящего) вместо 555 и сделать так, чтобы в простое мощность снижалась, например, до 25% от максимальной, а нажатие кнопки поднимало мощность до максимума на, например, три минуты. Надо сказать, что я, разумеется, не один такой умный — в этот паяльник tiny13 уже ставили. Но там не используется нормальный ШИМ, оставлен сенсор, да и код, как бы это сказать…

Разобрал, выпаял все лишние детали (то есть, почти все).

 

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Впаял ATtiny13 на место 555, написал и залил прошивку…

И ничего не заработало. Причем очень странно не заработало. Я даже начал подозревать, что мне попались поддельные tiny13. Однако позже, спустя день непрерывного перепаивания деталей и мучительных тестов, я пришел к простому выводу — по всей видимости, при использовании ШИМ (даже низкоскоростного, частотой около 300 Гц) для управления мощностью нагревателя ATtiny13 просто-напросто регулярно сбрасывается из-за помех по питанию, поскольку родная плата, естесственно, трассировалась без учета того, что на нее будут ставить контроллер.

Мораль: чтобы радикально улучшить этот паяльник, имеет смысл сделать новую плату. Может быть, я когда-нибудь этим займусь. Пока же я пришел к мысли, что лучше всего будет вообще убрать оттуда электронику.

 

А теперь — немного музыки в честь годовщины защиты мной магистерской диссертации. Именно в этот день ровно год назад закончилось мое студенчество, унеся с собой много надежд и планов…

Рубрики:Just life
  1. joy13
    31/08/2016 в 16:21

    Ну может по ссылке и не самая удачная доработка, но она все-же функционирует и вполне неплохо, а сказать «там фигня, я могу лучше, но неохота», это каждый «сами знаете кто» может. Ну а решение убрать всю электронику, это конечно «ахтунг!»🙂, Вам ЭПСН не надоели?

    • YS
      31/08/2016 в 22:34

      Я не запрещаю вам использовать решение по ссылке.🙂 А ЭПСН вообще будит во мне светлые воспоминания о детстве.🙂

      К слову, в исходном варианте этот паяльник ничем не лучше ЭПСН. Качественное улучшение — это термостабилизация или хотя бы просто регулировка мощности. А там простой таймер.

      • joy13
        03/09/2016 в 11:04

        Да я сделал как по ссылке, но эта зараза тоже к питанию привередлива. Лучше всего работает от USB компа, но тоже подглючивает (от повер-банки не пробовал в виду отсутствия оной.)
        Ну а насчет исходного, это Вы приврали🙂, все-таки лучше ЭПСН-а, да и прочих не обремененных какой-либо регулировкой. А воткнуть туда термостабилизацию было-бы неплохо, но видимо невозможно, регулировка мощности тоже сойдет, но кто-бы сделал?🙂 А Вы свою прошивку не можете выложить? Интересно было-бы посмотреть, что за «зверь».🙂

        • YS
          03/09/2016 в 16:10

          Да, по всей видимости, там явно не лучшая топология применительно к контроллеру. Потому я и писал, что нужно делать новую плату — с правильной трассировкой силовых и сигнальных земель. Ну а уж что мне некогда этим заниматься — ну так уж извиняйте, четыре текущих проекта тому не способствуют. Я и блог почти забросил по той же причине.

          Я бы вообще сказал, что это немного разные вещи. Когда вы в последний раз видели USB-ЭПСН?😀

          У-у-у, вы же видите, сколько времени прошло, где та прошивка… Толку-то не вышло, вот я ее и снес. По крайней мере, я не нашел ее в папке с проектами. Всяко там не было ничего сверхъестесственного. Был настроен аппаратный ШИМ, для начала я просто пытался греть паяльник на разных уровнях мощности.

  2. Евгений
    07/06/2016 в 10:14

    Спасибо!

    • YS
      07/06/2016 в 10:39

      Э-э-э, а за что?🙂

      • Евгений
        07/06/2016 в 14:20

        Как это?!
        За статью классную. И за все остальные, кстати, тоже.
        Вас просто интересно и поучительно читать!

        • YS
          07/06/2016 в 14:33

          У-у-у, вы мне льстите.🙂

          Спасибо. Всегда приятно, когда стараешься не зря.🙂

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

